Одесский порт вряд ли сможет обогатиться за счет китайского проекта «Шелковый путь», считает украинский экономист.
Идея нового «Шелкового пути», предложенная Михаилом Саакашвили, не имеет под собой расчетов и практических оснований, считает президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.
Торговые потоки китайского проекта «Шелковый путь» следует направить через Ильичевский морской порт в Одесской области, заявил 8 августа губернатор Одесской области Михаил Саакашвили.
«Суть идеи — создать железнодорожное сообщение между Китаем и ЕС через Одессу. В теории это выглядит следующим образом. Китайские товары по железной дороге поставляются в Казахстан, потом идут в Узбекистан, дальше в Туркменистан до паромной переправы в Туркменбаши. Дальше можно паромной переправой доставлять вагоны в Азербайджан, а потом уже по железной дороге до Батуми. Потом опять паромная переправа, но уже в Одессу, а из Одессы железнодорожные вагоны могут доставлять грузы до Чопа и дальше в ЕС», — комментирует ситуацию украинский экономист.
Такое количество стран на пути создает большие трудности передвижению товаров. «В общей сложности грузам из Китая нужно будет проходить 6 таможен разных стран, пока товары достигнут границы ЕС. А любая таможня — это и задержка, и, самое главное, дополнительные официальные и неофициальные расходы. Что касается товаров, которые идут напрямую через Казахстан в Россию и дальше в Белоруссию, то там нет вообще таможен до самого ЕС», — считает Александр Охрименко.
Другая сложность — паромные переправы, которые работают значительно медленнее обычного железнодорожного сообщения. В результате идея нового «Шелкового пути» имеет под собой мало оснований. «Любая идея красивая на словах, но, когда она обрастет цифрами и расчётами, очень часто оказывается, что это только «красиво». Тем более и так понятно, что в любом случае основной поток грузов из Китая в ЕС будет проходить через Россию, это уже отработано и понятно китайскому бизнесу, тем более что Россия может увеличивать потоки грузов за счет реконструкции и строительства новых железнодорожных линий», — приходит к выводу украинский экономист.