Госдолг Украины продолжает расти, несмотря на попытки правительства изменить ситуацию. По данным президента Украналитцентра Александра Охрименко, в мае он достиг почти 2 трлн грн, или 110% ВВП! И выплачивать эти долги нам будет все сложнее с каждым годом, пишет газета «Сегодня».
Об этом свидетельствуют данные по выплатам займов Украины в 2015 году и макропрогнозы Минэкономразвития, включая расчеты по долгам, до 2019 года.
В правительстве рассчитали для каждого года три варианта развития событий. А в этом году самая большая сумма выплат приходится на июнь — 89,8 млрд грн, или $4 млрд. Охрименко считает, что для ее погашения нужно либо отдать треть золотовалютных резервов НБУ, либо договориться о реструктуризации долга (переговоры Минфина с кредиторами идут. — Авт.), либо объявить технический дефолт. Как может развиваться ситуация, рассказывают эксперты.
ПОКАЗАТЕЛИ. По словам Охрименко, макропрогнозы Минэкономразвития рассчитаны с помощью МВФ. Но базируются на предположении, что в 2016 году у нас начнется рост ВВП, и с каждым годом станет ускоряться. Но это случится вряд ли, пока идет война. «Надо ориентироваться на пессимистический сценарий. И то — серьезные прогнозы возможны максимум до 2016 г. Ведь эксперты Фонда исходят из того, что у нас пройдут реальные реформы и прекратится война. Но ни того, ни другого пока нет, и неизвестно когда будет, — говорит Охрименко. — Единственный способ не допустить дефолта — реструктуризация госдолга на любых условиях».
С ним согласен и эксперт компании «Простобанк Консалтинг» Иван Никитченко — ведь, по его словам, говорить о начале роста экономики с такими большими выплатами по внешним долгам невозможно.
«Предложения Украины о списании 40% тела долга и снижении доходности по бумагам слишком «оптимистичные», — сказал нам Никитченко. — Но позиция МВФ (настаивают на реструктуризации долгов) и принятый Радой закон о возможности отказа от обслуживания долгов укрепили переговорную позицию Украины. Можно ожидать, что компромисс найдут — например, списание 10—20% долгов или снижение ставки на первые годы с повышением ее позже, — ведь дефолт Украины невыгоден никому. Если мы сумеем договориться о реструктуризации долгов и дальше будем получать транши от МВФ, у Украины получится идти по сценарию развития экономики и недопущения дефолта».
ПРОБЛЕМЫ НАРОДА. Никитченко считает, что люди уже чувствуют ухудшение уровня жизни именно из-за проблем с долгами, так как растущие расходы на их обслуживание не позволяют направлять деньги бюджета на повышение соцвыплат и компенсацию коммунальных тарифов. Это снижает доходы населения, и оно начинает покупать меньше товаров, в том числе отечественных.
Далее — снижаются доходы предприятий и сокращается их персонал. НБУ вынужден покрывать нехватку денег в бюджете, печатая новые гривни, которые в итоге давят на ее курс. Дабы убрать избыточную массу гривни на рынке, Нацбанк повышает размер учетной ставки, а вместе с ней растет и стоимость всех кредитов в стране. Это делает кредиты слишком дорогими и недоступными для бизнеса, а без заемного финансирования не может развиваться ни одна экономика в мире. Впрочем, Охрименко успокаивает: рост внешнего долга население особо не почувствует, если Нацбанк удержит в этом году курс гривни, а в 2016-м — инфляцию (обещают не выше 5% в год).
Отметим, что стремление Украины списать часть государственного долга и снизить ставку купона и таким образом уменьшить процентные платежи в рамках предложений по реструктуризации отложит возможности страны по выходу на внешний рынок капиталов и повысит ее зависимость от институциональных кредиторов, говорится в письме Комитета частных кредиторов Украины, переданном агентству УНИАН.
«Критерии реструктуризации долга, предложенные МВФ, Украина трактует как списание (части госдолга), снижение процентных платежей и пролонгацию платежей. Такой подход отложит выход Украины на рынок капиталов, повысит стоимость заимствований и повысит зависимость страны от официального финансирования (со стороны институциональных кредиторов – ред.), — говорится в письме кредиторов. – В этом контексте списание долга не добавит экономической стабилизации Украине и возможностей к экономическому росту».
Ранее СМИ сообщали, что комитет кредиторов Украины не готов к предложению украинского правительства о списании части государственного долга в рамках переговоров по его реструктуризации и называет перспективы долговой «стрижки» плохим сигналом финансовому миру и рынкам капитала.
Также кредиторы заявили, что готовы к переговорам по долгам Украины, но видят препятствия в категоричности министерства финансов, возглавляемого Натальей Яресько. «Министр Наталия Яресько в течение месяца настаивала на принятии комитетом согласованного с Международным валютным фондом (МВФ) решения. Мы глубоко обеспокоены такой позицией министра, которая не в интересах Украины. Мы готовы и желаем начать переговоры в любое время», — ответил комитет на последние заявления Яресько в прессе.
Как сообщалось, Минфин по итогам телефонных переговоров со специальным комитетом 5 июня сообщил об отсутствии у сторон единого видения реструктуризации внешнего долга Украины.
По данным ведомства, предложение комитета, заключающееся в перекладывании их требований на счета Национального банка Украины, неприемлемо, поскольку это предполагает использование для уплаты по долгам резервов Национального банка, что является явным нарушением законодательства Украины, и в целом противоречит лучшим практикам центральных банков.
В свою очередь Минфин настаивает на распределении между кредиторами долгового бремени, которое соответствовало бы целям действующей программы расширенного финансирования МВФ и предупреждает, что может приостановить обслуживание еврооблигаций, если частные кредиторы не проявят готовности к достижению соглашения о реструктуризации ценных бумаг.
Следующие крупные выплаты по облигациям предстоят Украине в сентябре, однако на будущей неделе она должна погасить купоны по двум выпускам.