Национальный банк Украины (НБУ) не планирует повышать учетную ставку, сообщил первый заместитель председателя НБУ Александр Писарук.
«Честно, нет», — сказал А. Писарук, отвечая на вопрос агентства «Интерфакс-Украина» будет ли повышаться учетная ставка.
Как сообщил директор департамента монетарной политики и экономического анализа НБУ Сергей Николайчук на странице регулятора в «Фейсбуке», дальнейшее существенное повышение ключевой процентной ставки является нецелесообразным.
«…По нашему мнению, дальнейшее существенное повышение ключевой процентной ставки нецелесообразно, поскольку при сохранении жесткой бюджетной политики и стабильности на валютном рынке инфляционное давление должно постепенно уменьшиться в течение следующих нескольких месяцев. Также необходимо принять во внимание и негативное влияние высоких процентных ставок на экономическую активность, учитывая глубокую рецессию, в которой находится страна», — сказал С.Николайчук.
При этой он подчеркнул, что текущие цифры роста индекса потребительских цен не должны быть основанием для автоматической коррекции ключевой процентной ставки НБУ: решение об изменении этого инструмента должно базироваться, прежде всего, на прогнозных показателях инфляции.
«По нашим оценкам, учетная ставка Национального банка остается положительной относительно инфляции через 12-18 месяцев, показатели которой уже не будут учитывать текущее повышение административно-регулируемых тарифов», — сказал он.
Как сообщалось, базовая инфляция в Украине в апреле 2014 года замедлилась до 4,6% после скачка до 10,8% месяцем ранее. С начала года базовая инфляция достигла 25,3%, а в годовом измерении (по отношению к аналогичному месяцу прошлого года) — 47,1% по сравнению с 44,6% по итогам марта, 33,2% — по итогам февраля, 26,1% – по итогам января и 22,8% – за 2014 год.
Учетная ставка в Украине удерживается на уровне 30% с 4 марта текущего года.
Напомним, по меньшей мере в течение месяца Национальный банк Украины не будет ни повышать, ни понижать учетную ставку.
Такое решение в конце апреля принял Комитет по монетарной политике НБУ и рекомендовал правлению Нацбанка оставить показатель на нынешнем уровне.
«Инфляционный всплеск в марте (прирост индекса потребительских цен вырос до 45,8% в годовом измерении) был в значительной мере следствием существенного курсового обесценения гривны в конце февраля 2015 года и ажиотажного потребительского спроса, вызванного ухудшением ожиданий. Однако введение Национальным банком комплекса мер, в частности повышение процентных ставок и усиление административных ограничений, позволило не только стабилизировать ситуацию на валютном рынке, но и добиться укрепления национальной денежной единицы. В течение большей части марта и апреля обменный курс находился на уровне 21-23 гривны за доллар США, а Национальный банк Украины имел возможность покупать иностранную валюту на рынке для пополнения международных резервов», — говорится в сообщении пресс-службы Нацбанка.
В НБУ прогнозируют, что в течение следующих месяцев динамика инфляционных процессов будет определяться действием разнонаправленных факторов.
«Так, запланировано повышение административно регулируемых цен и тарифов и определенная инерционность ценовых процессов будут влиять на дальнейший рост потребительских цен. Учитывая мартовские показатели, риски превышения фактической инфляцией прогнозного показателя на конец 2015 года существенно повысились. В то же время постепенное исчерпание влияния эффектов девальвации и повышения административно регулируемых цен и тарифов, снижение совокупного спроса в экономике, сдержанная бюджетная и денежно-кредитная политика и устранения неэффективной системы энергетических субсидий будут сдерживать рост цен. Прежде всего это должно сказаться на показателях базовой инфляции», — заверяют в Нацбанке.
Ключевым условием постепенного снижения инфляции в НБУ назвали дальнейшее сохранение стабильности на валютном рынке, что поможет устранить негативные инфляционные и девальвационные ожидания.
«Учитывая вышеизложенное, члены Комитета пришли к согласию, что с целью закрепления положительных тенденций на денежно-кредитном рынке целесообразным является сохранение учетной ставки на существующем уровне. По ожиданиям членов Комитета в ближайшей перспективе при отсутствии внешних шоков риски для стабильности гривны будут уменьшаться, что позволит перейти к смягчению денежно-кредитной политики», — подчеркнули в НБУ.
Следующее заседание Комитета по монетарной политике состоится 27 и 28 мая.
Однако помогла ли такая мера украинской экономике, сможет ли очередное повышение положительно повлиять на нее в будущем и как это коснется украинцев, ТСН.ua рассказали экономические эксперты:
Финансовый аналитик Эрик Найман:
— Здесь стоит задача не столько побороть инфляцию, сколько укрепить гривну. А через укрепление гривны они уже ожидают повлиять на инфляцию. Печально, что прибегают к инструменту, который плохо работает.
На уже заключенные кредитные соглашения повышение учетной ставки не должно повлиять, потому что заемщики и так уже не в состоянии обслуживать существующие кредиты. Но это, конечно же, всегда плохо для экономики. Любое удорожание денег грозит дополнительной безработицей, снижением заработных плат (даже несмотря на инфляцию), эффектом заморозки для экономики.
Глава Комитета экономистов Украины Андрей Новак:
— На сегодня НБУ, применив инструментарий повышения учетной ставки для обуздания инфляции, работает классическими методами монетарной политики. Но беда в том, что сейчас классические методы в Украине не работают, потому что у нас нетипичное развитие ситуации.
Причина и инфляции, и девальвации гривны заключается не в учетной ставке, а в масштабных валютных спекуляциях на теме «война», которую проводят коммерческие банки, которые входят в финансово-промышленные группы Украины и имеют экспортно ориентированную продукцию, то есть валютную выручку, и они заинтересованы чтобы валюта стоила как можно дороже.
Поэтому применять сейчас классические монетарные методы в Украине просто неэффективно, они не дадут соответствующей отдачи так, как они работают в стабильных и развитых экономиках.
Обобщая, НБУ действует неадекватно по отношению к нашей украинской ситуации и направляет свои усилия не на те цели. Повышение учетной ставки — это удорожание кредитного ресурса, для тех, кто хочет брать кредиты. Но одновременно это и повышение ставок по депозитам. То есть номинально это может немножко вернуть интерес украинцев к банковской системе, высоким процентам депозитов, но это произойдет лишь при условии восстановления доверия к гривне и банковской системе.
Поэтому здесь нужен комплексный подход, и одним шагом, а именно повышением учетной ставки, целый клубок проблем не решить. Ситуации с уже взятыми кредитами индивидуальные. Там все зависит от договора, который был заключен, какие там предусмотрены условия при изменении рыночных условий. А то, что происходит сейчас, это изменение рыночных условий. Если в договорах не предусмотрено автоматического изменения условий, то коммерческий банк не имеет права вводить такие изменения.
Президент Центра антикризисных исследований Ярослав Жалило:
— Эффект этой меры совсем не моментальный. Учетная ставка теоретически должна влиять на цену денег. То есть, чем больше ставка, тем дороже деньги, и тем, соответственно, меньше возможностей и выгод их использования для различных спекулятивных операций, в том числе для игр на валютном рынке. То есть Нацбанк пошел путем достаточно традиционным и привычным для него — борьбы с девальвацией путем прикручивания монетарных рычагов.
Это будет влиять на поведение банков на валютном рынке, но одновременно ухудшит ситуацию кредитования реального сектора экономики и вообще предоставления кредитов экономике, потому что это имеет очень выраженное контрактивное, противодействующее экономической активности влияние. Вообще, конечно, связь учетной ставки с реальными ставками на банковском рынке у нас была довольно косвенная, мягкая. То есть учетная ставка была невысокой (меньше ставки рефинансирования) и ни на что особо не влияла, а ставка рефинансирования определялась каждый раз отдельно. И именно последняя фактически влияла на доступность денег.
Я понимаю, чем сейчас руководствуется Нацбанк. Если мы объявили, что у нас инфляция в текущем году запланирована на уровне 27%, то нужно иметь так называемую положительную учетную ставку, то есть хотя бы на пару процентов выше уровня инфляции. Иначе она не имеет особого смысла в стандартной монетарной парадигме.