Правительство Украины приложит все усилия, чтобы заложенный в государственном бюджете на 2015 год курс доллара в 17 грн. отвечал действительности, отмечает министр финансов Украины Наталья Яресько.
«Премьер-министр называл цифру: 17 грн за доллар заложено в бюджете 2015 года», — сказала министр в воскресенье вечером в интервью телеканалу «1+1», отвечая на вопрос о том, какой именно курс доллара к национальной валюте значится в бюджете на текущий год.
Прогнозируя, удастся ли удержать этот курс, Яресько подчеркнула: «Думаю, что мы все будем работать, чтобы так и было».
Напротив, 16 января глава НБУ Валерия Гонтарева в ходе заседания Верховной Рады заявила, что в Украине никогда не будет фиксированного валютного курса.
«Во всяком случае при моей каденции», — уточнила она, отметив при этом, что фиксированный курс гривни привел к финансовой пропасти.
Кроме того, глава НБУ отметила, что пока будут действовать административные ограничения, будет существовать теневой валютный рынок.
«Главное задание один курс — реальный и эффективный. Когда международные организации объявят о своей помощи, то равновесие мы найдем быстрее», — подчеркнула Гонтарева.
Также по ее словам, черный валютный рынок будет существовать до снятия ограничений на валютном рынке.
«Когда в стране есть дефицит валюты, НБУ внедряет административные меры. Пока будут существовать административные ограничения, будут существовать компании, которые постараются их обойти», — сказала Гонтарева.
Напомним, ранее Президент Украины Петр Порошенко заявлял, что курс гривни выше 17 по отношению к доллару является результатом паники. «Курс 17 грн, 18 грн, 19 грн не отображает реального соотношения курса национальной валюты и покупательской способности (населения)… Эту панику (на валютном рынке) необходимо остановить», — сказал он.
При этом он отметил, что панику можно будет остановить после того, как Киев подпишет договор с МВФ и в Украине появятся дополнительные международные ресурсы.
«Тогда инвесторы будут намного больше верить в страну», — резюмировал он.
Эксперты же сомневаются, что в 2015 году курс удержится на отметке 17 грн. за доллар.
Перспективы удержания курса национальной валюты на уровне 17 грн за доллар в течение 2015 года сомнительны. Такое мнение ForUm`у высказал экономист Борис Кушнирук.
«Честно говоря, я понимаю Минфин, который говорит, что мы будем делать все (чтобы держать курс на уровне 17 грн за доллар). Но, извините, когда законом о бюджете предусматривается фактически двухсотмиллиардный дефицит, который, как должно быть определено законом о бюджете, должен будет покрываться за счет эмиссии, то, честно говоря, у меня большие сомнения, что в таких условиях можно удержать курс национальной валюты на уровне 17 грн за доллар. Я уже не говорю о том, что де-факто курс на сегодня и так выше», — сказал Кушнирук.
Он отметил, что заявления Минфина на политическом уровне понятны. «Но по факту нужно осознавать, что их невозможно обеспечить. Потому что для этого должна быть соответствующая монетарная и бюджетная политика», — отметил эксперт.
По словам Кушнирука, бюджетную политику, заложенную в основной финансовый документ на текущий год, сложно назвать способствующей обеспечению стабильности национальной валюты.
Эксперт напомнил, что формально в Украине никогда не было фиксированного курса. «В то же время у нас де-факто существовал якорь, связанный с тем, что мы привязывались к доллару. И более того, когда готовится бюджет, учитывая нашу зависимость от внешней торговли как по экспорту, так и по импорту, показатель курса гривни к доллару очень важен с точки зрения расчета. Поэтому в реальности мы все равно имеем определенную расчетную привязку», — резюмировал он.
Заявления об удержании в текущем году курса на уровне 17 гривен за доллар – пустая риторика. Такое мнение выразил президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.
«Начнем из того, что уже давным-давно курса по 17 грн за доллар нет. На черном рынке он уже почти 20. По этой причине все эти слова о 17 грн за доллар – пустая риторика», — говорит эксперт.
«Я так понимаю, Яресько вообще не понимает, что происходит в финансах Украины. И глава НБУ тоже. Они прекрасно понимают, что полный крах, но признаться в этом не хотят. По этой причине (звучат) вот такие странные заявления. Одна говорит о гибком курсе, а вторая заявляет, что курс 17. Они явно не могут адекватно оценить ситуацию», — заявил Охрименко.
По мнению экономиста, курс 17 грн за доллар – это еще не предел.
«Последнее заявление Яресько показало, что МВФ решил кредит не давать. Это означает, что в лучшем случае, если курс будет 25, будет замечательно. Потому что он может быть значительно выше. Ни о каких 17 грн за доллар даже не может быть речи», — подчеркнул Охрименко.
По его словам, непонятно, как власти собираются удерживать курс на уровне 17 грн за доллар с учетом того, что на черном рынке он уже 20.
«То, что официальный курс рисуют 15 грн за доллар… Так нарисовать можно любой курс. Но это ничего не значит», — подчеркнул он.
По мнению Охрименко, Украине необходим контролируемый курс. «Но для этого нужно поменять министра финансов и главу НБУ, поставить специалистов, которые знают, что такое финансовый рынок, как на нем работать и принимают адекватные решения», — подытожил эксперт.
Делать точные прогнозы относительно того, будет ли курс в 17 гривен за доллар реальным в 2015 году, на текущий момент времени сложно из-за не экономических факторов. Об этом сказал президент Центра антикризисных исследований Ярослав Жалило.
«Сейчас делать какие-либо прогнозы очень неблагородное занятие. Потому что на курс, прежде всего, влияют не экономические факторы. Первый фактор – это война, второй – внутренняя политическая и социальная стабильность. В случае, если война будет, не дай Бог, развиваться или даже сохраняться в обостренном состоянии, то это будет очень мощным девальвационным фактором. Если будет снижение легитимности власти, рост социальных протестов, или же какой-нибудь очередной Майдан, это тоже очень мощно ударит по валютному курсу и будет фактором девальвации», — пояснил эксперт.
При этом Жалило также добавил, что достичь курса 17 можно, при некоторых условиях.
«Если эти неэкономические факторы удастся каким-то образом урегулировать, то в принципе, на основании экономических расчетов, можно говорить о том, что это реальный курс. Если ситуация будет стабилизироваться, то Украину ждет возобновление притока иностранных инвестиций, а сейчас наблюдается их большой дефицит. Также ожидается поступление международной помощи, к примеру, дополнительные программы МВФ. В принципе, это те факторы, которые непосредственно влияют на валютный рынок и должны стабилизировать курс», — пояснил он, подчеркнув, что экономические факторы спровоцируют ревальвацию только при благоприятной обстановке в сфере безопасности.
Курс гривны в 2015 году будет сильно зависеть от слаженности действий правительства и НБУ, которой на сегодняшний день не наблюдается. Такое мнение, комментируя недавние заявления глав Минфина и Нацбанка, высказал глава комитета экономистов Украины Андрей Новак.
«Во-первых, разногласия в оценке экономической ситуации и прогнозах НБУ и Министерства финансов существуют уже по нескольким позициям. Первая позиция – это курс, вторая – прогноз инфляции на 2015 год. Если правительство заложило в бюджет на 2015 год инфляцию на уровне около 14,5%, то НБУ прогнозирует инфляцию на уровне 17,2%. Это очень существенная разница, потому что от инфляции во многом будут зависеть и доходы бюджета, поскольку в основном правительство может рассчитывать на инфляционное повышение цен», — полагает он.
«А по поводу разницы в оценке курса, можно сказать, что пока что нет взаимно согласованного действия между НБУ и правительством. Хотя Кабмин и Центробанк должны работать синхронно, согласованно, и каждый в своем направлении выполнять общую стратегию экономической политики страны. Поскольку такой стратегии нет, каждый по-разному оценивает ситуацию и прогнозирует ее», — продолжил Новак.
По мнению эксперта, именно от общих действий регулятора и Кабмина будет зависеть и то, удастся ли удержать курс в 17 гривен да доллар.
«Здесь все будет зависеть от того, как будут работать и правительство, и НБУ. За курс они отвечают ровно 50\50», — отметил Новак.
«Все зависит от того, как они будут действовать. Но судя по высказываниям главы НБУ в парламенте, в политике регулятора ничего не будет меняться по сравнению с прошлым годом. Гонтарева заявила, что НБУ не собирается как-то влиять на рынок, все будет отдано на законы рынка, как будет формироваться курс, так и будет. Это настораживает. Если и дальше будет продолжаться военная эскалация, а она, скорее всего, будет продолжаться, судя по текущим событиям, то НБУ и правительство будут иметь аргументы для объяснения девальвации, так, как они делали в прошлом году», — резюмировал эксперт.
Удержание курса национальной валюты на уровне 17 грн за доллар маловероятно. Такое мнение выразил экс-заместитель главы НБУ Сергей Яременко.
«А почему 17? Это так же нереально, как и предыдущие заявления. Мы помним заявления о 12 грн, 16 грн за доллар. Теперь 17. А что такое 17? Это спасает экономику? Это то, что они проставили себе в бюджете, это не их оценки, а участников технической группы МВФ. А к реальной экономике это какое отношение имеет? Почему 17? Это девальвация в два раза. Вот они и остановились. 8,3 грн умножить на 2 будет 16,6 грн. Ну 17 грн. Вот и весь расчет. Где тут наука? Какие-то взвешенные расчеты?», — задался вопросом Яременко.
Комментируя заявления министра финансов Натальи Яресько об удержании в текущем году курса национальной валюты на уровне 17 грн за доллар и главы НБУ Валерии Гонтаревой о недопустимости фиксированного валютного курса в Украине, Яременко отметил: «Это говорит о разных взглядах на проводимую политику НБУ со стороны фискального органа — Минфина и самого Национального банка».
«В то же время, переговоры они ведут совместно с МВФ. Но точки зрения у них разные. Поэтому разные высказывания. Это недопустимо, поскольку противоречит той части, о которой я уже год говорю. Это шизофрения, раздвоение сознания: с одной стороны — объявление свободного плавающего курса, а с другой – попытки его стабилизировать», — подытожил Яременко.
Падение курса национальной валюты негласно заложено в государственном бюджете на 2015 год. Об этом сообщил профессор экономики, президент Центра рыночных реформ Владимир Лановой.
«Не будет курса 17 гривен за доллар. В бюджете уже заложен провал курса. В бюджете предусмотрен официальный дефицит в 63 миллиарда гривен, но более чем на 100 миллиардов есть скрытый, или же непровозглашенный дефицит. Он связан с привлечением денег для государственных корпораций, банков, фондов», — отметил экономист.
«В бюджете описаны нормы о том, что Минфин выпустит государственных облигаций, фактически квазигосударственных, и привяжет их к фонду гарантирования вкладов, «Нафтогазу», банкам», — пояснил он.
По оценкам эксперта, суммарная величина дефицита госбюджета может приблизиться к 170 миллиардам гривен.
«Поэтому можно суммировать величину официального и скрытого дефицита бюджета. То есть примерно больше 170 миллиардов гривен. И это только начальная оценка», — подчеркнул он.
«Чтобы иметь на рынке деньги, которые будут через облигации выручены в таких объемах, нужно чтобы они были на рынке. Но, как известно, у банков денег нет. Все это будет происходить, как происходило и в 2014 году. НБУ будет выкупать эти облигации у коммерческих банков и тем самым осуществлять гривневое финансирование этих облигаций. То есть, нет другого способа монетизировать эти облигации, дать деньги для их размещения на рынке, чем прибавка гривневой массы. И это не считая других потребностей, которые могут возникнуть у НБУ», — добавил Лановой.
В то же время экономист отметил, что девальвация гривны спровоцирует негативные последствия для экономики.
«Получается, что мы можем приветствовать Яресько, которая сказала, что мы будем держаться, иначе будет провал. Действительно, если курс будет дальше проваливаться, то, например, цены на нефть, газ и другие импортные товары, без которых мы не можем жить, вырастут в гривневом эквиваленте. А значит, снова будет рост инфляции, тарифов и т.д. Получится просто развал системы. Она в этом права. А вот то, что председатель Национального банка не обещает ничего, то это вызывает недоумение», — резюмировал он.