Начало декабря не обошлось без скандала на валютном рынке: отечественные масс-медиа облетела новость – НБУ собирается закрыть небанковские обменники. Речь шла об угрозе ликвидации генеральных лицензий финансовых компаний. Эти организации получают разрешения непосредственно у регулятора на право проведения валютно-обменных операций. При этом никакой другой финансовой деятельностью, в частности, привлечением депозитов или раздачей кредитов, заниматься не могут.
Вместе с новыми правилами продажи валюты на ежедневных аукционах это решение должно наконец помочь регулятору побороть панические настроения и остановить девальвацию нацвалюты. Впрочем, как и многие предыдущие нововведения, инициативы НБУ могут иметь и обратный эффект, вытеснив и так небольшие объемы легального рынка в тень, пишет «Капитал».
Отметим, что сейчас большинство обменных пунктов являются небанковскими, то есть принадлежат финансовым компаниям и находятся за пределами банковских отделений. Все они могут подлежать закрытию. Соответствующее решение может быть принято уже на этой неделе.
С сентября монетарный регулятор сотрудничает с МВД и другими правоохранительными органами, намереваясь закрыть черные пункты обмена валюты. Но обменники, которые теперь прекратят работу, нелегальными не являются.
Они имеют лицензию НБУ, работают с тем же программным обеспечением, что и банковские обменные пункты, и фактически так же контролируются Нацбанком.
Одной из причин, почему НБУ решил прикрыть законные обменники, может быть попытка контролировать стабильность поступления валюты на наличный рынок. Поддерживать стабильное наличие валюты в банковских отделениях НБУ проще, поскольку он может снабжать банки валютой, например, через целевые интервенции для пополнения касс, как это делалось в сентябре-октябре. Наличие же валюты в кассе должно, теоретически, успокаивающе действовать на население. Правда, у этого решения есть и возможный побочный эффект. Если НБУ не удастся поддерживать достаточный объем валюты в кассах банковских отделений, весь спрос, который сформируется из?за закрытия небанковских обменников, перейдет на черный рынок.
Отметим, что объем сделок всех легальных обменных пунктов составляет сегодня меньше миллиарда долларов в месяц. В октябре он составил всего $ 855,8 млн, поскольку из?за отсутствия валюты в обменниках сделки давно ушли на теневой рынок. А это значит, что в любом случае регулятору не стоит ожидать значительного эффекта.
«В Украине уже давно нет обменных пунктов. Все валютно-обменные операции проводятся или в кассах и отделениях банков, или в отделениях небанковских финансовых учреждений. Эти организации для проведения таких операций получили в Национальном банке генеральные лицензии. Их работа постоянно контролируются Нацбанком и его территориальными управлениями. Сегодня у НБУ банка нет планов по отзыву лицензий у всех финучреждений, но при выявлении нарушений правил проведения валютно-обменных операций у нарушителя лицензия может быть отозвана», – пояснила в комментарии «Сегодня» замдиректора департамента контроля, методологии и лицензирования валютных операций Галина Хромоногова.
Тем не менее, наш источник в банковских кругах подтвердил: постановление об отзыве генлицензий финкомпаний на проведение валютно-обменных операций действительно готовилось в стенах регулятора. «Насколько известно, этот документ в Нацбанке даже планировали подписать в понедельник, 1-го декабря. Но по каким-то причинам вопрос был отложен. На время отложен или навсегда – пока под вопросом», – сказал нам представитель одного из столичных банков.
СИСТЕМА. Банкиры говорят, последний год слухи о закрытии пунктов обмена валюты возникают особенно активно, а все потому, что регулятору сложно контролировать этот бизнес. И чтобы понять почему, для начала стоит разобраться, как же работает структура валютно-обменных пунктов. «Сейчас такие пункты работают или в отделениях банков и финкомпаний, а также на условиях агентских соглашений с банками, финкомпаниями. Почему банки и финкомпании привлекают к работе по валютно-обменным операциям так называемых агентов? Системным банкам это неинтересно, так как у них развитые сети своих представительств. Зато банки 2-й, 3-й, 4-й групп по активам привлекают агентов, так как им выгодно через этих представителей расширять численность пунктов обмена и таким образом увеличивать свои доходы. В свою очередь, финансовым компаниям выгодно привлекать агентов, так как эти структуры зарабатывают исключительно на сделках по купле-продажи валюты», – разъяснил президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.
Иначе говоря, структура валютно-обменного бизнеса выглядит следующим образом. Сначала банки и финансовые компании получают генеральные лицензии на ведение бизнеса у регулятора. На основании этих разрешительных документов работают, продавая и покупая валюту в своих отделениях, кассах, пунктах. Кроме того, привлекают к работе агентов, то есть предпринимателей, которые согласно агентским соглашениям с банком или финкомпанией и пользуясь их лицензией, могут открывать пункты обмена валют. «То есть, если человек захотел зарабатывать на валютно-обменных операциях, ему нужно создать юридическое лицо, открыть общество с ограниченной ответственностью, легально арендовать помещение для обменника, закупить программное обеспечение и оборудование. Кроме того, надо идти в банк или финкомпанию и договариваться с ними о заключении агентского соглашения. И если те согласны, тогда предприниматель получает заверенную копию лицензии банка, а также приказ по банку, что этот обменник действительно работает по лицензии. Эти документы желательно повесить на видном месте в пункте обмена, чтобы клиент мог сразу идентифицировать, что этот обменник легальный и обменивать здесь валюту безопасно», – продолжает Охрименко. По его словам, для открытия пункта обмена агентам нужно также заключить договор на услуги инкассации: «Ведь в обменнике деньги хранить нельзя. Инкассаторы должны постоянно привозить и увозить валюту, чтобы она хранилась в банке. Причем обменники могут торговать как валютой банка, если закупили ее, а потом и на свои крутиться, если этих объемов хватает».
ПРОБЛЕМЫ. Как отмечают в банковских кругах, работать со многими агентами небезопасно, так как не все из них работают честно. «Если регулятор проводит проверку и находит нарушение, то все претензии и штрафы падают на голову банка, ведь, по идее этот банк, работающий с агентами по соглашению, должен контролировать работу этих пунктов обмена, – сказал казначей одного из банков. – При этом схемы работы в таких пунктах, которые можно интерпретировать как незаконные, могут быть самыми разными. Например, пришел человек продать доллары, получает квитанцию и гривни, вроде бы все нормально. Но на самом деле эта сделка может быть не проведена через аппаратуру, то есть эта валюта может попасть в черную кассу обменника».
В банках признаются, контролировать свои обменники они должны, но сделать это сложно. «По идее, ежедневно агенты должны передавать всю отчетность в электронном виде в банк, а оттуда информация поступает в НБУ. Но как проверить, все ли сделки в этих отчетах указаны? Это невозможно», – продолжает госказначей.
Еще одна проблема обменников – разные, отличные от банковских, курсы валюты. «Вчера, к примеру, в отделениях банков доллар могли продавать-покупать по 15,70-16,10 грн, но валюты в кассе не было. В то же время в обменниках можно было найти валюту по курсу 16,10-16,50 грн. И валюта в этих пунктах была. Обменники часто сами, не уведомляя банки завышают курсы, и весь навар в итоге получают себе, – рассказывает Охрименко. – Можно найти валюту и в обменниках финкомпаний, ведь там тоже часто можно увидеть на вывеске завышенный курс».
По словам экспертов, некоторые обменники вообще работают в черную. «Некоторые обменники могут просто сделать ксерокопию лицензии банка, взяв ее, например, у кого-то из знакомых. Это просто черный обменник, работающий нелегально, они могут вывесить эту ксерокопию, что якобы работают от банка, но на самом деле агентами не являются. Все сделки по обмену валюты, проводящиеся в этом обменники, нелегальные. И опасность таких обменок еще и в том, что тут вам могут подсунуть фальшивку», – говорит Охрименко.
ПЕРСПЕКТИВЫ. В банковских кругах говорят, что пока регулятор подумывает над тем, чтобы отозвать лицензии финансовых компаний и тем самым ликвидировать их пункты обмена. Однако банкиры не исключают, что Нацбанк может добраться и до агентов банков, держащих пункты обмена валют. «НБУ хочет контролировать курс валюты и все операции, которые проходят через кассы, обменники и отделения. Проще это сделать, когда в стране останется возможность покупки-продажи валюты непосредственно через банки. Регулятор при этом надеется убить черный рынок валюты. Но это большая ошибка. Ведь сегодня черный рынок более-менее цивилизован, а если будут закрыты обменники, то весь поток серых долларов уйдет в подворотню. И это может спровоцировать новый скачок доллара. Проблема в том, что ликвидация обменников может спровоцировать очередную панику у населения, чем не преминут воспользоваться менялы, мол, в банках валюту не можете купить – тогда приобретайте у нас, но на 1-2 гривни дороже», – отмечает госказначей одного из столичных банков.
Тем временем зампредправления банка «Финансы и кредит» Игорь Львов говорит, что закрытие небанковских обменных пунктов серьезно не повлияет на возможность обменять валюту, так как на сегодня их меньшинство – не более четверти от общего количества всех «точек». «Украина – единственная, наверное страна в мире, где валюту можно обменять не в банке. И претензии НБУ к таким обменникам обоснованы: они нередко нарушают правила обмена, не проводя операции через кассу, скупают доллары для черного рынка. Проконтролировать это сложно. Есть и криминогенные моменты: люди идут к ним покупать валюту по хорошему курсу, ее подлинность не проверяют, нередко покупая фальшивки. Вывод: если их закроют, рынок от этого не пострадает», – уверен Львов. А вот эксперт Александр Охрименко возражает: «На месте закрытого легального обменника тут же появится нелегальный, как происходит с МАФами, и государство ничего вообще не получит, так как эти обменники не платят налогов. Бороться с нарушениями валютных операций надо, но не сейчас, в «смутное» для гривны время, это только усилит панику».
Напомним, что история с призывами закрыть небанковские обменные пункты продолжается уже лет 15, пишут finance.ua.
Поэтому трудно предсказать, на этот раз история наконец этим закрытием и закончится, прогнозирует экономист Борис Кушнирук. “Нужно ли их закрывать? И да, и нет. Негатив от их существования в том, что Национальный банк значительно меньше может контролировать ситуацию с оборотом (валюты – ред.). Сегодня закрыли один обменный пункт – завтра пришли по лицензии для другого. Это проще для них, чем для банков. Поэтому они имеют меньше оговорок для осуществления операций, которые не совсем корректны, когда скупается валюта без отражения этих операций обмена, когда нарушаются требования по продаже валюты и т.д. “, – рассказал эксперт.
Полностью с решением Нацбанка соглашается экс-руководитель группы советников НБУ Виктор Лисицкий. “Я думаю, что решение Национального банка абсолютно правильное. Остановит оно валютную панику? Нет, не остановит, но паника бы уменьшилась. Если говорить о динамике наличности вне банков, то она практически застыла. Был рывок, если считать период за последние 12 месяцев, + 30% – это порядка 70 млрд. грн. бежали за пределы банков. Такого у нас не было никогда со времен введения национальной валюты. И нельзя допустить, что это (закрытие обменных пунктов – ред.) остановит валютную панику, потому что если украинцы не верят в национальную валюту, то никакие меры не помогут”, – считает эксперт.
“Надо понимать, что манипуляции с национальной валютой, уход в иностранную валюту, и так далее – это в конце концов выгодные сделки для немногих людей. Для большинства – это невыгодные операции. И сами по себе эти обменники – экзотика времен перестройки “, – добавил Лисицкий.
“Вместе с тем, несмотря на то, что сеть банков у нас достаточно разветвленная, сказать, что она столь же гибкая, как и система обменных пунктов, нельзя”, – отметил Борис Кушнирук, указывая на то, что в выходные валютные операции через банк осуществить не удастся, так как большинство из них не работает.
“Я бы приветствовал такое решение (закрытие обменников), поскольку это не нормально, когда у нас фактически на законных основаниях можно нарушать закон, по большому счету ничем не рискуя. Это факт, который существует у нас уже много лет. Но тогда у Национального банка должно быть требование к коммерческим банкам по продлению работы действующих обменных пунктов и по работе в выходные. Тогда они должны обеспечить функционирование всех услуг, если они хотят обменники закрыть. Чем больше будет законных возможностей – тем меньше будет незаконных. Потому что будут появляться менялы, будут находиться люди, которые будут предоставлять такие услуги хоть и в 3:00 ночи “, – считает экономист.
Эксперты соглашаются – закрытие небанковских обменных пунктов приведет к тому, что на рынке появятся новые менялы, которые будут удовлетворять спрос на проведение валютных операций.
“Сказать, что мы только выиграем от того, что закроем эти обменники, я не могу. Однако, примечательно то, что эти вопросы поднимают всегда в моменты кризиса, в моменты обострения. Когда кризис проходит – вопросы снимаются с повестки дня, и о недостатках работы этих учреждений вспоминают гораздо меньше”, – считает Кушнирук.
Вопрос появления менял – это вопрос определенных ограничений, которые не дают законно осуществить операции на открытом рынке. “Как только мы создаем ограничения, сразу появляется какая-то лазейка, в которой есть возможность это сделать, обходя ограничения. Сейчас мы сталкиваемся с ограничениями по валюте, которые провоцируют потребность в тех же менял. И вы ничего не сможете сделать с этими ограничениями. Можно кричать, что будем сажать за это, наказывать и т.д., но это не эффективно. Как только стабилизируется ситуация, начнутся реформы и бизнес почувствует, что их средства не будут отбирать, курс стабилизируется и потребность в менялах отпадет. По крайней мере, до тех пор, как возникнет новый кризис “, – рассказал эксперт.
Объем сделок всех лицензированных небанковских обменных пунктов в Украине составляет менее 1 млрд. долл. в месяц. В октябре он составил 856 млн. долл., поскольку часть сделок перешла на теневой рынок. “Я сомневаюсь, что широким массам нужна валюта в таких объемах. В украинцев на покупку продуктов, оплату коммунальных услуг уходит львиная доля денег “, – отметил Виктор Лисицкий. По его мнению, большая часть этого валютного спроса идет от теневого сектора экономики.
Однако, к стабилизации валютного курса эти меры не приведут, поскольку останется еще ряд других факторов, которые негативно на него влияют. Закрытие обменников даст Национальному банку возможность лучше контролировать каналы поступления валюты. Но только в этом – недостаточно.
“Как фактор – это бесспорно присутствует. Но надо понимать, что все остальные факторы никуда не делись. У нас падает производство. У нас сокращается экспортная выручка. У нас сокращаются доходы предприятий, сокращаются доходы бюджета, растет недоверие бизнеса и граждан к ситуации. От этого фактора очень трудно избавиться “, – рассказал Борис Кушнирук.
“Остальное – это отсутствие реформ. Это наличие несбалансированного бюджета. Если правительство знает, что у него реальные доходы будут меньше – то оно не может себе позволить планировать расходы, под которые будет не реального покрытия. Потому что тогда придется печатать деньги, покрывая безответственную политику правительства, которое не проводит реформы в энергосекторе, не проводит реформы в жилищно-коммунальном секторе, социальной, использует имеющиеся средства непрозрачным образом”, – подчеркнул он.
“Это на сегодня проблема, и пока эти факторы будут существовать, они будут иметь сильное влияние, чем стабилизация каналов поступления валюты в банковскую систему”, – подытожил эксперт.