У Национального банка Украины имеется достаточно валютных резервов для проведения интервенций, однако они порождают «серый» и «черный» рынки. Об этом заявил глава Нацбанка Валерия Гонтарева в интервью «Громадське ТВ».
«Сбалансированный курс, как мы его называем, мы сейчас найдем где-то между 15 и 16. Мы не считаем этот курс фундаментально оправданным. И могу сказать однозначно: и ситуация, которую мы сейчас видим, она как раз движется именно этими (паническими) настроениями. К сожалению, панические настроения, они даже в стране такой как Россия, где триллионы резервов, привели к девальвации почти в 50%, что не соответствует фундаментальным уровням. А мы точно можем сказать, что к фундаментальным цифрам этот (настоящий курс доллара) не имеет никакого отношения», — считает Гонтарева.
«Когда мы обсуждаем с министерством финансов, какой курс заложить в бюджет, мы не отказываемся от своих прогнозов, мы считаем, что 12,95-13 — это расчетная величина фундаментального курса, мы считаем, что надо ее туда закладывать. В июле ситуация была практически стабильна с нашим торговым балансом, то на курсе 11,70 мы уже видели полностью сбалансированный торговый баланс и баланс операций», — рассказала глава НБУ.
«Панические настроения как раз и создают все эти перекосы, и тот курс, который мы сейчас видим. То есть это продолжится дальше — будет еще больше отток депозитов из системы, еще меньше приток валюты в страну, еще больше спрос на нее… В этом вопросе — ни одна страна мира не выдержит паники собственного населения, в принципе очень хорошо демонстрирует Россия», — отметила она.
«На сегодня мы на интервенции потратили 1 млрд 300 млн долларов для того, чтобы стабилизировать ситуацию. Валютные резервы для этого и есть. Сейчас когда мы готовились отпустить курс, мы готовили другие административные меры. Но всяческие административные меры приходится поддерживать интервенциями. Мы к этому готовы. Однако все интервенции порождают «серый», «черный» рынок, а мы хотим, чтобы рынок был единственным и эффективным», — заявила Гонтарева.
По ее словам, возможно придется делать продажу валюты только с использованием экспортных аккредитивов, а покупать — с использованием импортных аккредитивов.
«Это как раз поможет нам в том, что будет задерживаться валютная выручка импортерами и в этот же момент будет перекрыт путь нелегального импорта. Хотя мы до сих пор проверяем валютные контракты, мы видим, что рынок уже где-то нащупывает свое равновесное состояние», — подчеркнула она.
Если паника на валютном рынке в Украине закончится, курс гривны может вернуться на уровень 13 грн за доллар, считает министр финансов Александр Шлапак.
«Если закончится паника, мы вернемся к курсу не выше 13 грн за доллар», — заявил Шлапак в эфире программы «Перша шпальта» на Первом национальном телеканале.
Ранее глава Министерства финансов Украины Александр Шлапак сообщил о том, кто является виновным в очередном этапе девальвации курса национальной валюты. Такое заявление было сделано им в эфире телеканала «Украина».
Украинский чиновник уверен в том, что главный виновник этого явления всем прекрасно известен. По мнению министра финансов, в девальвации гривны виновен тот, кто начал войну на территории Донбасса. Также существенное влияние на данный процесс оказала и сама война.
Кроме того, Александр Шлапак придерживается мнения, что в определенной степени ответственность за падение курса национальной валюты несет и Национальный банк Украины. По его словам, правительство также в некоторой степени за это ответственно, поскольку это является общей ответственностью властей украинского государства и регулятора.
Также министр финансов отметил, что панические настроения, наблюдаемые на валютном рынке, оказывают влияние на ситуацию с курсом гривны, поэтому наблюдаются такие резкие валютные скачки.
По словам министра финансов Украины, единственное, что на сегодняшний день можно сделать для стабилизации ситуации с курсом гривны – это призвать весь украинский народ успокоиться. Ведь та паника, которая в настоящее время регулярно возникает на валютном рынке, приносит вред украинскому государству и каждому отдельному украинцу и является причиной для радости врагов нашей страны.
К обвалу гривны на валютном рынке привели война, спекуляция и паника. Такую точку зрения высказал премьер-министр Украины Арсений Яценюк в эфире ШустерLive на Первом национальном.
«Депозиты сняли. В банке денег нет. Возникает кризис ликвидности. Возникает ситуация, когда война, спекуляции на валютном рынке и паника довели курс до 16-ти», — отметил премьер.
По его словам из банковской системы Украины вывели уже более 20% всех депозитов, а причина — в панических настроениях среди граждан: «Человек видит, что в стране война, человеку страшно, он снимает гривну или доллар, и всю эту гривну меняет на доллар, а доллары складывают в ячейках банков и ждут, когда ситуация стабилизируется и затем их из подвала банка вынесут наверх».
«В первую очередь Национальный банк обязан безотлагательно навести порядок в валютном контроле», — отметил Яценюк.
По его словам, валюта в стране все же задерживается, поскольку импорт за последнее время снизился на 30%, а это, в свою очередь указывает на возможности стабилизации валютного рынка.
Кроме того, для уравновешивания валютного рынка, считает Яценюк, нужно продолжить внедрение реформ, которых от Украины требуют международные финансовые учреждения.
«Конечно надо получить транши от Международного валютного фонда, а задаром там денег никто не дает», — отметил он.
Сегодня перспективы глубины девальвации гривны выглядят такими же, как и в конце 90-х. Поэтому не стоит удивляться, если гривна обесценится по итогам нынешнего кризиса не в два, как сегодня, а и в три раза. Об этом пишут эксперты издания ZN.UA.
«Все волны глубокой девальвации проходят по практически идентичному сценарию. Первая фаза — резкий обвал. Затем, когда кажется, что это безумие уже не прекратится, мало кто оказывается готов покупать валюту по столь высокому курсу, — рынок стабилизируется. В третьей фазе котировки немного откатываются, а потом ситуация переходит в фазу «тлеющей» девальвации», — идет речь в статье.
Тем временем, экспортеры резонно полагают, что лучше понести затраты на уровне 10–15% годовых по кредитам в гривне, нежели подвергать всю свою выручку обесцениванию. «Ведь украинская валюта за этот год девальвировала на 100%», — отмечают авторы.
По их мнению, нынешняя передышка ни в коем случае не значит, что девальвация остановлена. К примеру, один из собеседников даже высказал идею, что нынешняя девальвация гривны может быть заранее спланированным и координируемым процессом.
«Крайне низко доверие к финансовым властям: их шараханье при выборе разных моделей курсообразования и отсутствие единой согласованной валютно-курсовой политики лишь подогревают панику», — идет речь в статье.
Авторы проводят параллель в сложившейся ситуации с финансовым кризисом, который бушевал шесть лет назад, когда олигархи устраивали охоту на «мертвых тушек» и подбирали их практически задаром.
«Однако если проводить исторические параллели в отношении глубины девальвации, то куда корректнее сравнивать нынешнюю ситуацию не с кризисом 2008-го, а с 1998-м годом. Тогда украинская валюта снизилась с 1,8 до 5,4 грн/долл. Правда, не в одночасье — девальвация шла в несколько волн, и окончательно курс стабилизировался лишь после президентских выборов осенью 1999», — говорится в статье.
Тем временем, как отмечают авторы статьи, потери от уже ставшей реальностью 100-процентной девальвации подсчитывают десятки миллионов украинских граждан. Даже не имеющие сбережений «страдают от уже вовсю запущенного маховика инфляции и потери покупательной способности их и без того мизерных доходов».
«Гешефты» же пока в активе разве что нескольких десятков или сотен крупных спекулянтов да нескольких десятков тысяч банковских, ларечных и уличных менял («воскресших призраков 90-х»)», — говорится в статье.