В Киеве наблюдается настоящий валютный ажиотаж: у обменников постоянно выстраиваются очереди. Но приобрести доллары сегодня практически нереально, поэтому украинцы вынуждены обращать свои взоры на черный рынок. Дальнейшее развитие событий будет зависеть от урегулирования конфликта на востоке страны и способности Национального банка погасить панику, пишет gazeta.ru.
«Зачем вам доллары? Возьмите швейцарские франки!» – убеждает кассир женщину лет тридцати пяти, которая обратилась в кассу Альфа-банка недалеко от центра Киева. Возле некоторых обменников часто толпятся люди: очередь из пяти-шести человек ждет, пока кто-то сдаст валюту.
Желающих продать заветный доллар очень мало, признаются несколько человек в очереди в кассу, расположенную в одном из крупнейших киевских торгово-развлекательных центров Sky Mall. Другие страждущие кооперируются и стараются занять очередь сразу в нескольких кассах.
Как только в них появляется дефицитная американская валюта, несколько человек бегут к этому окошку.
Формально сейчас на Украине можно приобрести доллары или евро на сумму около 3 тыс. грн в сутки (чуть более $200 или €150) в одни руки. Но как показывает практика, реальных ограничений на приобретение валюты в стране нет: верхний потолок суммы покупаемой валюты действует только в каждом отдельном обменнике, поэтому при желании те же $200 можно купить в кассе другого банка за углом.
Доллары и евро из обменников пропали после встречи крупнейших украинских банкиров с президентом страны Петром Порошенко в конце сентября. По слухам, гарант конституции определил для финансистов предельно допустимый курс гривны – 12,95 за доллар. Официально эту информацию в администрации президента не подтверждают, но официальный курс гривны действительно застыл на этом уровне. Сразу же после этого из обменников исчезла валюта.
Панический спрос на доллары и евро со стороны физических лиц связан с несколькими факторами, указывают эксперты. «Население не знает, какая ситуация может быть завтра в стране. Некоторые предполагают, что доллар будет стоить 20 грн, и хотят сохранить свои сбережения», — поясняет первый зампред правления Проминвестбанка Вячеслав Юткин. По его словам, дефицит всегда приводит к росту спроса. В результате население восполняет валютные запасы на черном рынке, курс которого на 1–2 грн выше по сравнению с официальным, что позволяет перекупщикам неплохо заработать.
«Самые активные украинцы приобретают валюту по официальному курсу и тут же перепродают ее на черном рынке. На $1 тыс. при таких обменах можно заработать 1,5 тыс. грн (4,4 тыс. руб.)», — говорит представитель крупного банка, пожелавший остаться неназванным.
У Национального банка нет инструментов для насыщения касс валютой: регулятор готов продавать кредитным организациям относительно небольшие суммы – $60–100 млн. По мнению экспертов, финансовым учреждениям необходимо минимум в пять раз больше. Но такие суммы Нацбанк тратить не может, сейчас все его усилия нацелены на сохранение золотовалютного запаса. По данным МВФ, на 1 сентября его размер составил $15,93 млрд.
Дальнейшее развитие ситуации будет зависеть от возможности урегулировать конфликт на востоке страны и настроений населения, считает председатель правления Инвестиционно-трастового банка Александр Подолянко. «Если ситуация будет развиваться по хорошему сценарию, то население начнет сдавать валюту в пункты обмена, и дефицит исчезнет», – считает он. Вячеслав Юткин говорит, что сегодня реальный курс гривны составляет 12,9–13 за доллар, остальное – это истерика.
Махинации с курсом гривны – не просто «левый» заработок для валютных спекулянтов и украинских банков, это еще и удар по внутреннему рынку, который мог бы компенсировать падение доходов от экспорта, пишет политолог Сергей Слободчук на politcom.ru:
«…Изредка банки и обменники все же продают доллары – но, как того требует приказ НБУ, не большее 200 в одни руки. И сразу же возле киосков и касс вырастают две очереди – видимая и невидимая. Те, кто хочет приобрести валюту, становится в общую очередь. Если же вдруг появляется желающий сдать доллары, то его пропускают без очереди. Но так как желающих нет, то стоит лишь одна вереница желающих, хотя в теории их – две. Все совсем все как на валютном рынке Украины: в теории доллар есть по официальному курсу НБУ, а на практике купить его можно только на «черном рынке» — зачастую в тех же самых банках, только по «рыночному» курсу.
Афера с обвалом курса гривны, как и любое экономическое явление, имеет сиюминутные и долгосрочные последствия. Сиюминутные мы видим каждый день – это отказ банков возвращать валютные и гривневые депозиты своим вкладчикам, «черный рынок» и очереди возле обменников. Но, если разобраться, есть и долгосрочные последствия – как некоторые болезни, что долго прогрессируют в скрытом виде и «выстреливают» только годы спустя. И самый опасный результат валютной аферы — это удар по внутреннему рынку Украины, подрубающий его перспективы на годы вперед…
А что же происходит сейчас? Примеры с видимой и «невидимой» очередями в обменник и безуспешная попытка Гонтаревой купить наличные доллары на практике демонстрируют настроения людей. Напуганный валютной аферой «маленький украинец» старается: а) перевести все свои накопления в доллары или евро; б) как можно меньше тратить, ведь неизвестно, какую «подлянку» родной Кабмин и НБУ подкинут завтра. «Сейчас люди тратят деньги только на продукты», — в один голос говорят владельцы и продавцы Интернет-магазинов. Раньше украинец мог потратить 100 долларов на новую пару ботинок или продукты, а сегодня несет в обменник, надеясь спасти свои сбережения от «творческих экспериментов» Степана Кубива и Валерии Гонтаревой. Добавим, что каждый раз, когда оборот внутреннего рынка ощущает «минус» в 5-6 тысяч гривен – добавляется +1 к армии украинских безработных. А ведь наряду с курсовым фактором на настроения потребителя влияет еще и рост цен – в Украине стоимость всех товаров и продуктов существует в привязке к доллару. Поэтому внутренний рынок страдает как из-за роста цен, так и из-за стремления потребителя экономить, вызванного валютной аферой и все теми же ценами…
Идем дальше. Меньше продуктов и товаров покупают украинцы – значит, сокращается количество автомобильных и железнодорожных перевозок. А вместе с падением доходов и агонией курса гривны – имеем и снижение продаж бензина. Данные Госстата за август 2014 года – украинские АЗС продали 217, 4 тысячи тонн бензина – или на 24, 6 % меньше, чем в августе 2013 года, 156, 5 тысяч тонн дизельного топлива – или на 12 % меньше, чем в августе 2013 года. Правда, на 2, 5 % (или на 42, 3 тысячи тонн) выросли продажи сжиженного газа. А вот продажи сжатого газа, напротив, демонстрируют падение – всего в сумме потребители купили 8 тысяч тонн, что составляет на 23 % меньше, чем за август прошлого года. Собственно, как падение доходов и стремление украинцев к экономии отражаются на экономике, можно проследить на всех хозяйственных сферах, какую ни возьми.
Поэтому на выходе получаем классическую цепную реакцию. Мошенничество чиновников и политиков с курсом гривны разгоняет инфляцию и бьет по карману простого украинца – граждане стараются меньше тратить на продукты, одежду, бензин – происходит падение розничных (а за ними и оптовых) продаж».
Спрос на валюту со стороны населения в октябре может сохраниться на возможных максимумах. Основной причиной этому выступят ожидания того, что после проведения парламентских выборов гривна продолжит падение. Такое мнение выразила Мария Сальникова, эксперт информационно-аналитического центра FOREX CLUB в Украине.
Однако вряд ли НБУ позволит гривне упасть к новым минимумам, так как девальвация после парламентских выборов может спровоцировать ухудшение настроений в обществе. Уже сейчас, при необходимости продавать доллары или евро, население предпочитает делать это на теневом рынке.
«Тратить сбережения население не желает из-за нестабильной политической и экономической ситуации в стране, а также неутихающего конфликта на Донбассе, что увеличивает опасения роста безработицы. Кроме того, причиной выступает инфляционное давление, которое ставит под угрозу перспективы восстановления страны в целом», – отмечает Мария Сальникова.
Чистое сальдо покупок наличной иностранной валюты в сентябре выросло на 31,5% до 264,6 млн. долларов. Однако нельзя назвать эту тенденцию положительной, так как она обусловлена снижением продаж валюты со стороны населения (-28,7% до 276 млн. долларов). Хоть такая динамика и является приемлемой для сентября, в текущих условиях снижение объема продаж валюты банкам – результат высоких девальвационных опасений населения. Объем покупок валюты населением, в свою очередь, снизился на 7,6% до уровня 540 млн. долларов, что стало причиной отсутствия большего предложения в обменных пунктах. Спрос на валюту в сентябре рос, исходя из чего, можно предположить, что недостающий объем выкупался населением на «черном» рынке.