Глава Национального банка Украины Валерия Гонтарева в ходе Пятого Инвестиционного Форума рассказала о том, что с начала года потребительские цены выросли на 20%, при девальвации на уровне 89%.
По ее прогнозам инфляция по итогам 2014 года дойдет до показателя 25%, информирует еizvestia.com.
Гонтарева считает, что уменьшить негативное влияние курса нацвалюты на потребительские цены можно, развивая внутреннее производство, ориентированное на внутренний рынок.
При этом она подчеркнула, что не является сторонником протекционизма.
В целом с начала текущего года потребительские цены в стране выросли на 19%. В годовом измерении (по отношению к аналогичному месяцу прошлого года) инфляция ускорилась до 19,8% с 17,5% по итогам сентября, 14,2% — по итогам августа, 12,6% — по итогам июля, 12% — по итогам июня и 10,9% — по итогам мая.
Кроме того, ключевой кредитор Украины Международный валютный фонд ухудшил прогноз по уровню инфляции в Украине по итогам 2014 года до 19% с 16%, прогнозированных в мае.
Прогноз председателя Нацбанка Валерии Гонтаревой по уровню инфляции на 2014 г. в 25% — это еще позитивный сценарий, считают экономисты, пишет kurs.com.ua.
«Он практически сходится с нашей оценкой: мы прогнозировали 22-23%. Инфляция будет иметь две ключевые составляющие — это девальвация гривни (подорожание всего импортного, и бензина в первую очередь) и коммунальные тарифы, которые занижены и которые нужно повышать до рыночного уровня, переставая субсидировать», — сказал нам управляющий директор инвесткомпании Dragon Capital Дмитрий Тарабакин.
По данным Госстата, в январе-октябре 2014 г. инфляция в Украине достигла уже 19,8%. В последний раз выше 25% инфляция в нашей стране фиксировалась в 2000 г. — 25,8%. Из недавних серьезных инфляционных всплесков можно выделить тот, что произошел в 2008 г., когда потребительские цены поднимались сразу на 22,3%. Дефляция же за последние 14 лет фиксировалась в Украине дважды: в 2002 (0,6%) и в 2008 годах (0,2%).
Оптимистическим нацбанковский прогноз назвал финансовый аналитик рейтингового агентства «Эксперт-Рейтинг» Виталий Шапран: «Если он сбудется, то это будет большая победа. Инфляция зависит от девальвации, а она приводит к удорожанию всего: импортного больше, нашего — меньше. Думаю, по итогам года инфляция все-таки будет больше — до 30%».
Его поддержали и другие аналитики, которые при этом допускают и более пессимистические сценарии. «Реальные цифры значительно выше 30%, а падение ВВП будет, однозначно, больше 10%. МВФ, в своих расчетах, озвучивает цифру инфляции больше 30%, а Нацбанк хочет сделать вид, что таких расчетов нет. В следующем году украинская экономика продолжит падение, хотя темпы этого падения могут несколько затормозиться, а роста не стоит ждать раньше 2016 года. Все должны понимать, что на сегодняшний момент мы еще не нащупали дна. Чтобы был подъем, нужно нащупать дно и от него оттолкнуться», — заверил президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.
Из всех инфляционных факторов эксперты выделяют на 2015 г. два ключевых: двукратную девальвацию гривни и большую эмиссию гривни. «Печатный станок» НБУ главным образом работает на банки — для решения проблемы с ликвидностью (возникших из-за оттока депозитов и невозвратов по кредитам) им активно предоставляется рефинансирование. Полученные от центробанка кредиты используются главным образом, для выдачи депозитов вкладчикам, так что полученные от регулятора средства очень быстро оказываются на потребительских рынках. Согласно статистике Нацбанка, за январь-октябрь денежная масса в стране выросла на 50,3 млрд. грн. (5,5%) — до 959,3 млрд. грн.
«Если Нацбанк хочет удерживать рост инфляции, простимулировать укрепление гривни и придвинуть курс к отметке 13 грн./$, то нужно печатать меньше денег. И не обрезать банковскую ликвидность. При таких условиях можно будет увидеть оздоровление монетарной системы», — резюмировал Виталий Шапран.
В 2014 году, как и шесть лет назад, главной причиной инфляции стала девальвация гривны. С начала текущего года гривна ослабла к доллару на 89% – с 7,99 грн до 15,15 грн. Валерия Гонтарева и вовсе говорила о 100-процентной девальвации, поскольку несколько дней назад американская валюта стоила 16 грн. Такой курсовой скачок еще в феврале начал влиять на стоимость импортных товаров, а также отечественных товаров, в себестоимости которых есть импортная составляющая, пишет finmaidan.com.
Кроме того, выросли энергетические тарифы – на природный газ, электроэнергию и тепло, а также цена холодной и горячей воды. «Мы ожидаем, что потребительская инфляция сохранит тенденции к росту в последующие месяцы, в частности, из-за сезонных факторов и дальнейшего влияния девальвации гривны на цены. На конец года потребительская инфляция может превысить наш текущий прогноз в 21%», – рассказывает главный экономист ИК Dragon Capital Елена Белан.
Пики роста цен в текущем году пришлись на весну и осень. В апреле-мае цены росли на 3,3-3,8% в месяц, в сентябре-октябре – на 2,4-2,9%. В связи с этим негативные потребительские ожидания сохранились на высоком уровне. По данным компании GfK, в октябре индекс потребительских настроений составил 54,3 пункта, что на 0,5 пункта выше, чем в сентябре. При этом индекс текущего личного материального положения опустился до самого низкого с 2009 года уровня в 40,9 п., а индекс ожидаемых изменений вырос почти на 5 п. Население с опаской ожидало результатов парламентских выборов, которые определят вектор развития экономической ситуации.
Ожидания бизнеса также ухудшаются. По данным ежеквартального опроса Нацбанка, индекс деловых ожиданий руководителей украинских предприятий снизился со 101,5% во II квартале до 93,2% в III-м. «Впервые со времен кризиса 2008-2009 годов респонденты ожидают снижения всех показателей деловой активности своих предприятий в следующие 12 месяцев: сокращение инвестиций, уменьшение объемов реализации произведенной продукции и численности работников», – говорится в отчете НБУ. «Я не думаю, что ожидания бизнеса продолжат ухудшаться. Все опасения отразились в курсе гривны, который в начале ноября достигал 16 грн/$. Сейчас мы уже видим постепенную ревальвацию. Но если инфляция сохранится на уровне 2,5% в месяц, мы сможем наблюдать определенные ухудшения настроений бизнеса: это будет свидетельством того, что наши власти не умеют контролировать рост цен», — считает руководитель аналитического подразделения группы ICU Александр Вальчишен.
На ускорение инфляции Нацбанк был вынужден реагировать повышением стоимости своих кредитов. С 13 ноября учетная ставка повышена с 12,5% до 14% годовых. «Ухудшение рыночных ожиданий и дальнейшая девальвация гривны обусловливают дополнительное инфляционное давление, которое будет оставаться повышенным и в начале следующего года», – объяснили свое решение в Нацбанке.
Рост цен продолжится и в следующем году, но уже меньшими темпами. Подталкивать цены вверх будет отложенный эффект девальвации. Из-за второй волны обесценивания гривны, произошедшей в августе-сентябре, часть импортеров приостановила ввоз товаров (в этом году импорт сократился на 25%) в страну. После распродажи остатков на складах возобновление завоза в следующем году будет проходить по новым ценам: это касается многих сегментов – от одежды до бытовой техники.
К тому же МВФ рекомендует продолжить повышать цены на коммунальные услуги для населения – весной правительство обещало, что они будут расти примерно на 50% в год. «Украине следует повысить тарифы в нефтегазовом секторе. Первые три квартала текущего года показывают, что дефицит бюджета страны составляет 2%, а дефицит «Нафтогаза» – в три раза больше, чем дефицит госбюджета. В такой сложной ситуации правительство все равно сохраняет низкие тарифы в отрасли, что в итоге приводит к коррупции. Повышение тарифов и реструктуризация «Нафтогаза» – это то, что должна осуществить Украина», – считает постоянный представитель МВФ в Украине Жером Ваше.
«В 2015 году мы ожидаем замедления роста цен до 8%», – прогнозирует Елена Белан. Оценка Всемирного банка выше – 10%. Сдержать рост цен должно инфляционное таргетирование, которое в следующем году должен запустить Нацбанк. Еще в мае 2014-го речь шла о том, что контроль за ценами Нацбанк установит в течение последующих 12 месяцев. Однако в середине года Валерия Гонтарева сообщила, что крайний срок выполнения требования МВФ сдвинут с 12 до 18 месяцев.