class=»text _ga1_on_»>
Две крупнейшие фондовые биржи Украины, контролирующие 95% объема торгов на организованном биржевом рынке, подошли к запуску валютных деривативов. Об этом сообщает информационный проект FinMaidan.
Отмечается, что национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР) 13 января одобрила изменения в правила бирж ПФТС и «Перспектива», позволяющие торговлю производными инструментами, базовым активом которых является валюта. НКЦБФР приняла решение о введении на фондовой бирже деривативов 13 января.
Таким образом, после получения документов от НКЦБФР, фондовая биржа ПФТС приступит к работе по запуску фьючерсного контракта на курс UAH/USD.
18 декабря управление валютных операций и анализа финансовых рынков Национального банка согласовало бирже ПФТС примерные формы фьючерсных контрактов на курс UAH/USD.
Национальный банк утвердил положение о порядке согласования Нацбанком типовых форм деривативов.
Согласно документу, для проведения торгов деривативами, базовым активом которых являются валютные ценности, фондовая биржа обязана согласовать с Нацбанком типовые формы деривативов по каждому его виду до начала торгов ими.
Срок рассмотрения НБУ пакета документов, необходимых для согласования деривативов, не может превышать 30 календарных дней с момента его подачи.
Постановление вступает в силу на следующий день с момента опубликования.
Биржа ПФТС (16,4% рынка в январе-ноябре 2014 года) сможет ввести в оборот фьючерсные контракты на курс доллара США к украинской гривне. Инструментарий биржи «Перспектива» (78,6%) будет намного шире: фьючерсные контракты на курсы гривны к доллару США и евро, а также опционы на эти контракты. Разрешение НКЦБФР было последним регуляторным препятствием перед запуском торгов, но не самым сложным. Несколько лет создание рынка валютных деривативов блокировал Нацбанк. Но в декабре центробанк все же согласовал образцовые формы контрактов.
Базовым активом контрактов станет курс доллара США и евро к гривне, а выполнением обязательств по контракту – уплата сторонами гривневых денежных средств (вариационной маржи и итоговой вариационной маржи), сообщили в НКЦБФР. На бирже ПФТС не смогли назвать сроки запуска торгов, на «Перспективе» говорят о «ближайшем времени». «Украинская биржа» (1,4% рынка) вчера же объявила о тестовых торгах фьючерсными контрактами на доллар США и аффинированное золото. Но их образцовые формы фьючерсных контрактов еще не зарегистрировала НКЦБФР. Банки получат доступ к этому рынку после 3 марта.
Доступ к рынку деривативов сможет получить любое лицо: достаточно заключить договор с торговцем и депонировать необходимую для торговли сумму денег. «Такой инструмент при правильной организации его обращения и погашения может служить неплохим средством хеджирования валютных рисков, в первую очередь импортеров, и даже вкладчиков банков, держащих депозиты в национальной валюте», – отмечает начальник отдела работы с ценными бумагами Кредобанка Назар Багрий.
Традиционно на срочном рынке используется гарантийное обеспечение в 10-20%, что позволяет покупать контракты на сумму в 5-10 раз больше имеющихся денег. В итоге, чтобы потерять все средства, достаточно будет отклонения курса на 10-20%. Напомним, за последний год доллар подорожал в Украине, только официально, вдвое.
Использование деривативов может снизить валютные риски заемщиков и импортеров, но интерес физлиц и юрлиц к новому инструменту будет зависеть от его ликвидности. Низкая ликвидность рынка будет стимулировать манипуляции. «Не стоит забывать о неудачах, которые уже происходили на рынке производных инструментов Украины, в частности, о случаях манипуляций в 2010 году. Они имели место в связи со слабостью базового актива – индекса UX – и недостатками в расчете цены экспирации. Следствием стал значительный отток капитала с рынка производных инструментов и укрепление недоверия к финансовому рынку», – сетует Назар Багрий. Альтернатив валютным деривативам внутри страны нет. На внешнем рынке у инвесторов есть беспоставочный форвард (NDF) на гривну, который фиксирует цену доллара на любую дату в будущем.
Сохраняющиеся риски девальвации делают деривативы интересным инструментом для банков, которые смогут торговать от своего имени или по поручению клиентов. «Такой инструмент интересен рынку, особенно в условиях нестабильной ситуации с валютой в последнее время, когда потребность в снижении рисков растет», – считает начальник управления инвестиционной деятельности Авант-Банка Наталья Бабич.
Валютные деривативы могут убрать спекулятивную составляющую со спотового рынка – не только межбанковского, но и наличного. «Последний, как известно, практически полностью перешел в тень. Фьючерсы на валютный курс и опционы не требуют поставки базового актива – валюты, поэтому, по идее, должны позволить зарабатывать на колебаниях валютных курсов всем заинтересованным, не создавая нагрузки на резервы НБУ и не забирая валюту у импортеров. Кроме того, появится возможность зарабатывать на падении иностранной валюты», – говорит Назар Багрий.
Основные проблемы проявятся уже на этапе запуска торгов. Важно, чтобы участники доверяли базовому активу. Но этого будет сложно добиться, если НБУ будет говорить о гибком курсе, а удерживать официальный курс на уровне 15,75 грн/$ при рыночном порядка 19 грн/$. Например, «Украинская биржа» будет определять курс исполнения контрактов по валютному курсу Thomson Reuters и ассоциации EMTA. Если же его не будет, то возьмет в расчеты средневзвешенный курс межбанка. А если и его не будет, то официальный курс НБУ. Все эти показатели в одно и то же время могут быть разными.
Станислав Шишков, директор фондовой биржи «Перспектива» в блоге на forbes.ua отмечает, что в финансовом комитете ВР застрял закон, который бы урегулировал обращение этих инструментов:
» Парламент прошлого созыва не смог принять закон о деривативах. Еще одной проблемой, препятствующей запуску биржевого рынка деривативов, является отсутствие действенной и должным образом законодательно урегулированной инфраструктуры – института центрального контрагента, то есть центральной стороны по сделкам (ССР).
На практике функции ССР выполняли фондовые биржи и/или связанные с ними структуры. На фондовой площадке Украинской биржи таковым было юрлицо с лицензией торговца ценными бумагами, в пределах текущего счета которого и выполнялись расчеты. Такая практика является довольно спорной с точки зрения законодательства о платежных системах в Украине. А на бирже «Перспектива» функционировала специально созданная платежная организация, лицензированная НБУ и Нацкомфинуслуг.
С октября 2013 года вступили в силу законодательные изменения, в соответствии с которыми единственно возможным ССР стал банк «Расчетный центр» (РЦ), поскольку других клиринговых учреждений пока не наблюдается. Тем не менее, у фондовых бирж осталась возможность самостоятельно осуществлять клиринг по деривативам, что они и продолжают делать, отказавшись от ССР как от институции, но реализовав технологию централизованного клиринга в доступном правовом поле.
РЦ клиринг по деривативам за год работы так и не запустил и, как оказалось, даже не планировал.
В итоге получился замкнутый круг: с одной стороны, для запуска рынка деривативов нет надежной и понятной международным инвесторам клиринговой инфраструктуры – в виде РЦ с уважаемым и меганадежным мажоритарным акционером, а с другой – создается пагубное впечатление, что пока нет ликвидного и активного рынка, то нет нужды и в больших инвестициях в инфраструктуру.
В данный момент есть очевидный внутренний и внешний спрос на реформы в этой отрасли: вероятность запуска торгов валютными деривативами высока как никогда. Особенно после принятия постановления НБУ от 04.12.2014 №793, регулирующего процедуру выдачи фондовым биржам разрешения на торги такими финансовыми инструментами.
При этом проблемы не исчерпываются только инфраструктурной частью. Целесообразна оптимизация валютного законодательства. Есть проблема и в отсутствии базового закона о деривативах. Действительно, в действующем налоговом и бухгалтерском законодательстве уже достаточно много элементов регулирования этого рынка, но все же отсутствие закона о деривативах может сдерживать потенциально самых значимых участников этого рынка – банки и международных инвесторов.
Конечно, рынок волнует, как будут исполняться эти срочные контракты, возможно ли манипулирование и как его предупредить».