Как банки борются с мошенниками
В нашей стране примерно 5–8% заявок на получение займов в банках приходится на мошенников. Кредитным учреждениям в буквальном смысле слова приходится отбиваться от атак злоумышленников практически каждый день.
Подделка документа – самый простой и распространенный способ получить заем мошеннику. Для этого преступники используют украденный или потерянный паспорт. К сожалению, не все граждане оперативно сообщают о пропаже паспорта в правоохранительные органы. За счет этого у преступников появляется время на проведение сделки по чужому документу.
Некоторые группы мошенников имеют своих людей в банке. Следовательно, чтобы оформить заем на ничего не подозревающего человека, даже не нужен и его паспорт, достаточно копии. Оформление кредита по копии паспорта противозаконно, но как раз для этого и нужен сообщник, с помощью которого заявка будет одобрена, несмотря на очевидные нарушения. Примерно 71% правонарушений приходится на подделку трудовой книжки и 2-НДФЛ. Вести борьбу с данным видом преступления весьма сложно, потому что выдача кредитов банками поставлена на «поток», нет времени на тщательную проверку документов. Для того чтобы выявить мошенников, нужна постоянная повышенная бдительность сотрудников банка, в ведении которых находится рассмотрение заявок. Однако на практике, несмотря на все применяемые меры руководством банка, избежать полностью ошибок не удается.
Если сотруднику банка документы, которые предоставляет заемщик, покажутся подозрительными, то он обязан обратиться в банковскую службу безопасности. Сотрудниками службы безопасности, владеющими необходимыми навыками, знаниями, будут тщательно проверены документы. Если выявится, что документы поддельные, то будут вызваны сотрудники полиции.
Мошенники с успехом подделывают документы о полученном образовании, свидетельство о браке и др. От действий мошенников страдают не только кредитные учреждения, но и честные клиенты. Для более надежной защиты от мошенников, банки вынуждены усложнять проверочные схемы заявок клиентов, увеличивать пакет документов для получения займа, что приводит к увеличению времени рассмотрения заявок.
На подделку паспорта приходится до 10% правонарушений в области мошенничества с кредитами. Этот вид преступления менее распространен, так как сопряжен с трудностью подделывания паспорта. Вдобавок это является более тяжким преступлением, чем ложные сведения о доходах. Поэтому мошенники предпочитают сильно не рисковать, выбирая менее затратные способы.
Еще один распространенный способ обмана кредитных учреждений, который недалеко ушел по распространенности от подделки паспорта – это «черные брокеры». В данном случае заемщик обманывает банк не напрямую, а через посредника. Зачастую сам заемщик и не подозревает, что обратился за помощью к мошенникам. Поэтому, чтобы не попасть в неприглядную историю, надо тщательно относиться к выбору кредитного брокера, обращаться только в проверенные и известные фирмы с положительной репутацией на рынке кредитования.
Банками еще не выработана совершенная система борьбы с мошенничеством, однако они постоянно работают над этой проблемой.
Меры борьбы с кредитными аферистами можно условно поделить на три этапа:
- Первый этап – визуальная оценка заемщика. Этот метод субъективный. Кредитный специалист наблюдает за заемщиком: как он одет, как отвечает на заданные вопросы, волнуется ли, путается в ответах. Интерпретировать полученные данные эмпирическим путем можно по-разному, но надо заметить, что опытные работники банка чаще оказываются правы.
- Второй этап – проверка документов на подлинность. В частности, с паспортом проверка достаточна проста. Федеральная миграционная служба имеет паспортные данные всех граждан. Сотрудник банка, зайдя на сайт миграционной службы, по номеру паспорта проверит, существует ли данный документ или же находится в розыске. Поэтому, если потерян паспорт, надо незамедлительно обращаться с заявлением в полицию, в противном случае украденный или потерянный документ безупречно пройдет банковскую проверку и мошенники без труда получат кредит.
- Третий этап – проверяется место работы и место жительства заемщика. Специалист банка звонит по месту работы потенциального заемщика и уточняет, работает ли данный человек в данной компании и как долго.